Автомобили в Оренбурге
город ОренбургГород Оренбург
Карта Оренбурга
Улицы Оренбурга
Про Оренбург
Автофирмы ОренбургаАвтофирмы Оренбурга
Автосалоны

Автосервисы

Автозапчасти

Банки и Автокредиты

Такси и перевозки

Грузоперевозки

Автошколы

Шины, диски, автохимия

Страхование и оценка

Гаражи и ГСК

Автостоянки и парковки

Ворота, чехлы и др.

ГИБДД и МРЭО

Купить диски реплика на ленд ровер land rover www.diskiplus.ru.

Протезирование зубов виды и цены стоматология www.odont.ru.
Оренбургская областьОренбургская область
Карта области
Телефонные коды городов
Автофирмы - город Орск
Автофирмы - город Ясный


Советы водителямСоветы автолюбителям

 

На Главную / Знаменитости автомира / ШАПОШНИК Б.Л.

ШАПОШНИК Борис Львович

ШАПОШНИК Борис Львович

ШАПОШНИК Борис Львович (17 декабря 1902, Пинск - 12 сентября 1985, Минск), советский конструктор автомобилей, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной и Ленинской премий, заслуженный деятель науки и техники Белоруссии, доктор техн. наук.

Окончил в 1930 Московское Высшее Техническое Училище имени Н.Э. Баумана (МВТУ). Более 10 лет, до 1941, проработал на заводе "АМО" (с 1931 - "ЗИС") инженером-конструктором, начальником конструкторского отдела, главным конструктором. При его участии завод осваивал и выпускал грузовые автомобили ЗИС-5, ЗИС-6 (1933 - 1941) и др., легковой автомобиль ЗИС 101 (1936 - 1941), автобус ЗИС-16 (1938 - 1941). В годы Великой Отечественной войны Шапошник возглавлял (с 1941) конструкторское бюро Ульяновского завода ("УАЗ"), где с весны 1942 выпускались грузовые автомобили ЗИС-5В. После войны в Новосибирске, куда в 1946 был переведен конструкторский отдел "УАЗ", предполагалось производить новый грузовой автомобиль - ЗИС-253. Однако из-за трудностей с освоением выпуска трехцилиндрового двухтактного дизеля этот автомобиль так и не был поставлен на производство.

С 1949 Шапошник работал на Минском автозаводе ("МАЗ") начальником конструкторского бюро карьерных самосвалов большой грузоподъемности. В короткие сроки были разработаны двухосный МАЗ-525 (грузоподъемность 25 т) и трехосный МАЗ-530 (грузоподъемность 40 т). Выпуск первого начался в 1951, второго - в 1960, но Борис Львович в это время был уже на другой работе. МАЗ-525 был первым советским грузовым автомобилем с гидроусилителем рулевого управления и планетарными колесными редукторами ведущих колес. Этот автомобиль в 1951 был самым крупным из отечественных грузовых автомобилей-самосвалов. Следом за ним шел ЯАЗ-210Е (грузоподъемность 10 т, начало выпуска 1950). Компоновка и внешний вид МАЗ-525 соответствовали распространенным в то время в отечественной промышленности, но передние колеса сдвинуты ближе к кабине (у МАЗ-530 они расположены под кабиной). Расположение кабины над двигателем впервые (в 1958) применил "УАЗ", а затем и "МАЗ". На МАЗ-530 в трансмиссии был установлен гидротрансформатор и трехступенчатая коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. С 1960 производство этих автомобилей было передано на Белорусский завод (БелАЗ) в г. Жодино, где на смену им в 1965 пришли БелАЗ-540 и БелАЗ-548 грузоподъемностью 27 и 40 т соответственно. В 1954 по инициативе маршала Г.К. Жукова на "ЗИЛе" и "МАЗе" были созданы СКБ по разработке колесных артиллерийских тягачей высокой проходимости. С 1954 Б.Л. Шапошник - главный конструктор СКБ "МАЗ". Под его руководством была создана гамма колесных артиллерийских тягачей с колесной формулой 8х8, а затем серия шасси для самоходных пусковых установок большой мощности. В гамму тягачей входили два тягача для буксирования прицепов - МАЗ-535А и МАЗ-537А и два седельных тягача - МАЗ-535В и МАЗ-537, у которых два задних моста имели балансирную подвеску вместо независимой. Степень унификации всех четырех машин была очень высокой, даже двигатель был использован один и тот же (Д12А), хотя и в двух модификациях разной мощности (375 и 525 л.с.). У МАЗ-535А была четырехместная кабина перед двигателем, мостовая схема трансмиссии, независимая подвеска всех колес. Колеса размерности 1500 х 500-635 с регулируемым от 0.38 до 0.18 МПа давлением в шинах. Коробка передач гидромеханическая (ГМП) неавтоматическая трехступенчатая и двухступенчатая раздаточная коробка.

В 1968 Б.Л. Шапошнику и группе его соратников за создание этого семейства автомобилей-тягачей была присуждена Государственная премия. Однако уже в конце 50-х годов, кроме мощных тягачей, способных перевозить многотонные ракеты, возникла потребность в больших самоходных колесных шасси, предназначенных для ракетных пусковых установок. Такие шасси были созданы в СКБ "ЗИЛ", а Шапошник получил задание на разработку более крупного шасси. Он прибыл на "ЗИЛ", где совместно с главным конструктором СКБ "ЗИЛ" В.А. Грачевым проанализировал возможные решения. Анализ показал, что варианты компоновок "носовая часть ракеты над кабиной" (как у ЗИЛ-135Е и ЗИЛ-135ЛМ) и "ракета за кабиной" (как у ЗИЛ-135К) не проходят: слишком длинной оказалась новая ракета. В результате была предложена компоновка шасси с кабиной, разделенной на две части, между которыми располагалась носовая часть ракеты. Таким образом, длина шасси вместе с пусковой установкой получалась практически равной длине ракеты. Резко снизилась и габаритная высота. Вскоре самоходное шасси МАЗ-543 грузоподъемностью 20 т пошло в серийное производство. Это шасси было почти полностью унифицировано с шасси седельного тягача МАЗ-537, отличаясь от него кабиной, разделенной на две двухместные, с сиденьями "друг за другом" и увеличенной до 7.7 м колесной базой. МАЗ-543 получилась мощной, подвижной, компактной (габаритные размеры 11.7 х 3.0 х 3.0 м), обладающей высокой проходимостью, пригодной к эксплуатации при температурах от -40 до +50 °С. Производство гаммы 535-х и 537-х тягачей было передано на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ). Разрабатывая для Советской Армии специальные автомобили высокой проходимости и грузоподъемности, СКБ "МАЗ" создавало также и модификации этих автомобилей, предназначенные для народного хозяйства. В качестве примеров можно привести тягач МАЗ-537Г (1960) с двухосным полуприцепом 5247Г, трубовоз МАЗ-7910 на шасси МАЗ-543М с одной двухместной кабиной (1973), МАЗ-7310 с грузовой платформой грузоподъемностью 20 т и др.

В 1973 за заслуги в создании автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности Б.Л. Шапошнику присвоено звание Героя Социалистического труда. Под руководством конструктора велись и другие разработки. Например, был создан инженерный колесный тягач КЗКТ-538Д, унифицированный по агрегатам с тягачами 535 и 537, но с колесной формулой 4х4. Он имел двигатель 375 л.с., массу 18 т, максимальную скорость 45 км/ч и мог работать с различным навесным оборудованием. Следующие разработки более мощных шасси для пусковых установок повторяли компоновку МАЗ-543. Так появилось семейство "Оплот", внешне похожее на МАЗ-543, но отличавшееся большей грузоподъемностью, более мощным двигателем (650 л.с.) и другими изменениями. Затем появилось шасси МАЗ-547 грузоподъемностью 50 т также с разделенной кабиной, мостовой тележечной схемой трансмиссии и управляемыми колесами передних мостов. Но увеличилось количество мостов - их стало шесть - колесная формула 12х12, увеличилась и колесная база (с 7.7 до 10.9 м), применены более крупные шины (размером 1600 х 600-685 вместо 1500 х 500-635). Мощнее стал двигатель (550 кВт или 748 л.с.). Это пусковая установка средней дальности РСД-10 (комплекс "Пионер") или СС-20 как ее именуют за рубежом. Разработка МАЗ-547 Шапошника была отмечена Ленинской премией (1976). Еще внушительнее выглядит более мощный ракетный комплекс "Тополь" на шасси МАЗ-7917 с колесной формулой 14х12, созданный в 80-х годах.

В 1985 Борис Львович ушел из жизни. Но заложенные им традиции живут - их продолжает коллектив, который стал основой созданного вместо СКБ "МАЗ" в 1992 Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

Полезные советыАвто - статьи
АвтомобилиВсё о тюнинге

АвтомобилиПолезные услуги

АвтомобилиЗащита автомобиля

АвтомобилиТехобслуживание

АвтомобилиВыбор автомобиля

АвтомобилиСоветы водителю

АвтомобилиВождение авто

АвтомобилиНовости и новинки

Выбирая автосервис, смотрите какие там работают специалисты и, если Вам не понравился специалист, то лучше не отдавайте авто на ремонт туда.

 
Добавить автофирмуДобавить фирму
ПартнерыНаши партнеры
Карта сайтаКарта сайта
 
При использовании любых материалов сайта ссылка на www.ORENCAR.ru обязательна © с 2006 года, www.ORENCAR.ru